Самая распространенная проблема — сопротивление сотрудников при постановке задач. Павел Сивожелезов выделяет 2 вида такого сопротивления — деструктивное и конструктивное
Вы отличите деструктивное сопротивление от конструктивного по эмоциональному посылу подчиненного при ответе:
Конструктивный: «Рад бы, да, боюсь, не смогу», т. е. «не могу».
Деструктивный: «Не собираюсь этого делать, подчиняться в этом вам, а причину я найду», т. е. «не хочу».
Переговоры при конструктивном сопротивлении стройте по единой схеме:
Пример 1:
— У меня нет времени ее делать, сейчас и так много задач.
— Причина только в этом?
— Да, только в этом.
— Расскажите, какие задачи и к какому сроку вы сейчас выполняете?.. Сколько времени необходимо на каждую из них? — Далее утверждаете сроки исполнения текущих задач и расставляете приоритеты.
Соблюдайте 4 простых правила:
Пример 2
— Я не справлюсь / не сумею / не обучен.
— Причина только в этом?
— Да, только в этом.
— То есть если я вас обучу, то проблем не будет? Тогда рассказываю... — Далее проводите обучение по традиционной схеме: рассказать — показать — дать попробовать— проверить.
Руководитель часто считает, что сотрудники и так все должны знать, уметь и понимать. Но это порождает массу проблем: демотивация, некачественно выполненные задачи, падение авторитета руководителя. Обучайте подчиненных — и сопротивления будет гораздо меньше.
Переговоры при деструктивном поведении
Деструктивное сопротивление — это неподчинение вам: «Не хочу и не буду» под разными предлогами: «Нет времени», «Не обучен», «Не мои обязанности», «Поручите это другим» и т. д. В этом случае реагируйте не на предлог, сколько на саму «суть послания» подчиненного.
Если же он говорит: «Да поручите это другому, почему Я?», то это уже воинственная позиция, и ваши меры должны быть соответствующими. Действуйте по сценарию:
Если сотрудник воюет дальше — получает от вас выговор и в последующем увольняется. Если не воюет, то спокойно работает дальше.