Статьи бизнес-тренеров

Учимся позиционной борьбе у В. И. Ленина

Автор статьи: Павел Сивожелезов

К Владимиру Ильичу Ленину люди относятся по-разному. Для тех же, кто обучается искусству переговоров и управления, В.И. Ленин – это человек, у которого, безусловно, много чему стоит поучиться. 

В частности, посмотрим на то, как эффективно он пользовался таким методом позиционной борьбы, как «навешивание ярлыков». За примерами далеко ходить не надо. Троцкого в 1912 году первый раз назвал «Иудушкой» за частую перемену взглядов (есть легенда, но нет подтверждений, что и «политической проституткой»). К Карлу Каутскому на века приклеил клише «Ренегат» (по сути, отступник; хотя их позиции расходились лишь по поводу способов осуществления диктатуры пролетариата). Определённую часть интеллигенции назвал «лакеями капитала» и ещё одним, довольно грубым словом. 

Но самым гениальным, на мой взгляд, является ярлык «большевики» и «меньшевики». В 1903 году на 2-м съезде РСДРП сторонники Ленина и сторонники Ю. О. Мартова имели разногласия по 4-м вопросам. В вопросах, касавшихся программы партии, победу одержали сторонники Ленина, в вопросе о членстве в организациях — сторонники Мартова. 

На выборах в руководящие органы партии сторонники Ленина получили большинство, а сторонники Мартова — меньшинство. Получить большинство сторонникам Ленина помогло то, что некоторые делегаты покинули съезд. 

После этого голосования Ленин назвал своих сторонников «большевиками». Сторонникам Мартова достался ярлык «меньшевики». Закрепление этих ролей в позиционной борьбе сыграло свою роль в успехе Ленина. 

В чём особенность ярлыка? Удачный ярлык запоминается, ассоциируется с человеком или организацией, передаётся из уст в уста, быстро закрепляется. От него почти невозможно избавиться, ведь в глаза его редко говорят. Но человека или организацию воспринимают с коэффициентом, соответствующим ярлыку. 

Нынешний век на ярлыки не так богат. «Крутой», «кидала», «олигарх», «браток», «герой», «откатчик», «хищница», «динамо». На память приходит не так уж много образцов народного фольклора. 


На мой взгляд, ярлыками уместно и этично пользоваться в следующих случаях:


1. Когда Ваша позиция безусловно этична. Допустим, при разногласиях в организации. Тогда Вы можете свою позицию подкрепить запоминающимся ярлыком. «Борец за справедливость», «Берегиня финансов», «Термометр коллектива» и т.д. И оппоненты автоматически оказываются в роли гораздо менее выгодной. 

2. Когда позиция оппонента явно неэтична. Допустим, кто-то в сообществе конкурентов требует преференций, угрожая снизить цены и навредить себе и остальным. Его награждают ярлыком «шахид». Или в организации кто-то пытается пристроить на работу очередного родственника. Получает ярлык «кумовщик». Все неэтичные действия тех, кто получил ярлык, становятся легко заметны окружающим и теряют силу. В то же время, отказ от неэтичных действий позволит со временем ярлыку «отклеиться». 

Тренер:  Сивожелезов Павел



БЛИЖАЙШИЕ СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ
Календарь всех программ >
25 апреля 2024
тренинг
Игоря РЫЗОВА

«МАСТЕР ПЕРЕГОВОРОВ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА»

21-22 мая 2024
тренинг
Дмитрия ЛЕОНОВА

«КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ»

04 ИЮНЯ 2024
мастер — класс
Максима БАТЫРЕВА

«УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ПОДЧИНЕННЫМИ»

21 июня 2024
тренинг
Евгения ЖИГИЛИЙ

«КАК ПРОДАВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ»


Напишите нам в WhatsApp!

Написать в WhatsApp

Мы ответим на любые ваши вопросы!

В ближайшее время