Автор статьи: Екатерина Богачёва
Это среднестатистический показатель прироста продаж в магазинах наших клиентов, которым мы переделывали освещение в магазине.
В этом номере вернемся к важнейшему вопросу – освещению торгового зала.
Как важно освещение? Ответ на этот вопрос очень прост «что хорошо освещено, то хорошо видно». Следовательно, в темных уголках Ваших торговых залов могут образовываться злосчастные мертвые зоны, которые и портят нам общую картину финансовой отдачи с метра квадратного торговой площади. Итак, что же мы должны сделать, что бы максимально площадь работала? Начнем по порядку.
Пожалуйста, трезво оцените, действительно ли Ваше крыльцо и вход хорошо освещены? Дело в том, что если место входа освещено плохо и не выделяется, это сокращает количество входящих на 15-20%. Это происходит из-за того, что Вы не акцентируете внимание прохожих на входе, т.о. не создаете спонтанного желания войти в торговую точку. Итак, допустим и ступени и часть фасада в районе входной группы у нас хорошо освещены, проходим дальше в торговый зал.
Днем, когда Вы входите в торговый зал, Вы никогда не испытывали дискомфорта, при пересечении первых 3-4 метров после входной группы, из-за того, как правило, наблюдается сильная разница в освещении? Т.е. попросту говоря, Вам очень темно, потом глаза привыкают и Вы начинаете видеть товары? Как это сказывается на покупателях? Покупатели двигаются с очень большой скоростью на входе и начинают притормаживать только тогда, когда они начинают видеть товары. Поэтому, магазин может потерять достаточную часть ценной площади на входе только из-за этого ослепляющего эффекта. Как же с этим бороться? Дело в том, что днем в пасмурную погоду на улице уровень освещенности примерно 2000 lux. А в магазинах, даже в самых ультрасовременных, порядка 1000 lux в торговом зале. Для того, что бы не терять покупателей во входной зоне, мы должны буквально сразу после входа обеспечить яркий свет, порядка 2000 lux. Далее его следует плавно снизить до среднего показателя – 1000 lux.
Старые нормы рекомендуют нам уровень света в магазине в пределах 300-400 lux. Напомню, что на улице в пасмурный день 2000 lux. Следовательно, Вы понимаете, на сколько 300 lux темнее? Среднеевропейская норма освещенности продовольственных магазинов 1000-1200 lux. И как уже упоминалось, это общестроительный свет. Т.е не включая разную специальную торговую подсветку! Теперь о самом качестве освещения, простым языком, это не только яркость, но и цветопередача, цветовая температура света. Для общестроительного света подойдут лучше всего ламы нейтрально белого, в 4000К цвета. Большинство магазинов экономят и покупают лампы 640 –го цвета или 33-го. Надо отметить, что это лампы с цветопередачей, соответствующей 65% правдоподобности. Вы уже представили, как красиво будут смотреться этикетки разных товаров, упаковки и сами продукты при такой цветопередаче? Да, серо-голубо-зелеными, а не аппетитными и яркими, потому что пострадают яркие цвета – оранжевый, желтый, красный. Кстати, в Беларуси 90% всех проданных ламп именно такие. Даже немногие магазины хотят покупать 765-й и 54-й цвет ламп, который соответствует хотя бы 75%-ой цветопередаче. Итак, какими должны быть лампы, что бы продукты смотрелись хорошо? Цвет люминесцентной лампы должен быть как минимум 840. Это соответствует уже 85% цветопередачи. При такой цветопередаче, искажение цвета продуктов не столь критично.
Теперь поговорим о том, как правильно сделать проект общестроительного света и о том, какие ошибки чаще всего совершают магазины. Так же надо отметить, что цветовая температура дневного света 6500К, что соответствует голубому свечению. А как кондитерский отдел или мясо будет выглядеть в голубом свете? Да, серым или голубым, что не создает желание все это приобретать.
Первая ошибка – света мало и он совершенно не равномерный
Вторая ошибка – беспорядочное освещение офисными растровыми светильниками, встраиваемыми в потолок типа «Армстронг»
Следующая ошибка - попытка сделать линейную транкинговую систему освещения, но со слишком большими перерывами в линиях. Уже более 20 лет весь мир практикует линейную транкнинговую систему общестроительного освещения. Но, данная система давно устарела, и теперь большинство современных торговых объектов используют крестообразную транкинговую систему. Данная система позволяет достичь достаточно высокой равномерности освещения.
Потолок буквально усеян поворотными светильниками, которые вообще не светят на пол и в проходы, а только на продукцию, максимально выделяя ее.
Для удобства расчетов в районе касс свет должен быть достаточно ярким. По крайней мере, он точно должен быть ярче, чем в среднем по залу, т.е. не менее 1500 lux. Допустимое значение – до 2500 lux.
Теперь остается только добавить, что количество lux необходимо замерять специальным прибором – люксометром, который есть практически в каждой фирме, которая занимается продажей ламп и светильников, и как правило охотно помогает любому магазину сделать эти замеры и предложить способ наращивания освещения при необходимости.
«ОТДЕЛ ЗАКУПОК ПОД КЛЮЧ»
Будьте в курсе главных бизнес-событий Иркутска,
получайте передовые знания от Топовых спикеров России и возможности для роста вашего бизнеса.