Статьи бизнес-тренеров

Новое в борьбе с «однодневками»

Автор статьи - Медведев А.Н., 
аудитор, консультант по налогам и сборам I категории, 
кандидат экономических наук

В письмах ФНС от 11 февраля 2010 г. №  3-7-07/84 и от 24 июня 2015 г. № ЕД-4-2/13005@ констатируется, что умышленное использование в хозяйственной деятельности "фирм-однодневок" является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. При этом под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.    Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности…

Схемы использования «фирм-однодневок» присутствует в большинстве налоговых споров – так, например, в постановлении АС Поволжского округа от 18 февраля 2016 г. №  Ф06-5706/2016 по делу №  А49-7518/2015 присутствует типичная схема:

  • часть полученных от налогоплательщика  денежных средств контрагентом в течение 1-3 дней снималась с расчетных счетов контрагента (подрядчика)  физическим лицом,  часть - перечислялась на расчетный  счет другого лица, которое снимало со счета наличными в кассу (за год  наличными было снято 67% поступлений, что составило 18,75 млн. руб.);
  • судами всех трёх инстанций был сделан  вывод о том, что все контрагенты налогоплательщика являются фирмами -"однодневками" и созданы Т.С.А. с формальной регистрацией К.О.В. и Б.А.С. в качестве учредителей и директоров без цели ведения реальной экономической деятельности;
  • в результате суды признали, что  реальное выполнение работ по договорам подряда, заключенным налогоплательщиком   с контрагентами, самим подрядчиком документально не подтверждено.

 

    Новые подходы в борьбе с так называемыми «однодневками» предложила Федеральная налоговая служба в письме от 10 июля 2018  № ЕД-4-15/13247.


Признаки  «однодневок» 

Признаками, свидетельствующими о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности, по мнению ФНС, являются, в частности:


Относительно участия адвоката в допросе свидетеля (в том числе и директора организации) следует отметить, что статьёй  48 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

В этой связи участие адвоката в допросах, проводимых налоговыми органами, является конституционной гарантией защиты прав допрашиваемых лиц.
Против этого никогда не возражали представители ФНС: так, в письмах ФНС России от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@, от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@ указано, что в Налоговом кодексе РФ не содержится исчерпывающего перечня лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при его проведении. При этом в данных разъяснениях отмечается, что при допросе должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи.

В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2013 г. по делу N А56-51532/2012 констатируется: «Присутствие представителя при допросе свидетеля не запрещено нормами законодательства».  
При этом в определении Нижегородского областного суда от 14 февраля 2012 г. по делу № 33-1092  констатируется, что статья  48 Конституции Российской Федерации закрепила право свидетеля, как и любого другого гражданина, на получение квалифицированной юридической помощи. Вышеуказанная норма реализуется и посредством предоставленного свидетелю права – являться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи. Таким образом, свидетель, явившись в налоговый орган для дачи показаний без адвоката, не воспользовалась предоставленным ей правом.
И вот вдруг в письме ФНС от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247 «О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»  гарантированное конституцией право становится почему-то признаком недобросовестности, свидетельствующей о непричастности в деятельности организации.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан, по мнению руководства Федеральной налоговой службы почему-то становится неким признаком недобросовестности! 
   
Фактически Федеральная налоговая служба реализацию гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан превращает в свидетельство противоправной деятельности граждан: если гражданин пришёл на допрос с адвокатом, то этот гражданин уже в чём-то виновен? 
Франц Кафка со своим сюрреалистическим отношением к непонятным бюрократическим силам явно проигрывает руководству Федеральной налоговой службы:


Отзыв (аннулирование) налоговых деклараций налоговыми органами 

Статьёй  80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено: «Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога».

То есть налоговая декларация – это заявление самого налогоплательщика, который вправе  это заявление впоследствии уточнить (ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации), отозвать или аннулировать.

При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено право налоговых органов по аннулированию и, тем более – по отзыву (!) поданных налогоплательщиками налоговых деклараций, которые в любом случае подлежат камеральной налоговой проверке  по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации с принятием соответствующего процессуального решения.
И вот – вопреки нормам ЗАКОНА -  в письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 «О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»  вводится не предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура отзыва (аннулирования) налоговым органом  поданных налогоплательщиком налоговых деклараций! 
При этом перечень оснований для перевода налоговых деклараций является закрытым:

Код Описание
0 Отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представлении налоговой декларации в налоговый орган, выдаче доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган
1 Дисквалификация руководителя
2 Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности
3 Недееспособность или смерть физического лица - руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим
4 Нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично

 


Тренер:  Медведев Александр Николаевич



БЛИЖАЙШИЕ СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ
Календарь всех программ >
04 ИЮНЯ 2024
мастер — класс
Максима БАТЫРЕВА

«УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ПОДЧИНЕННЫМИ»

21 июня 2024
тренинг
Евгения ЖИГИЛИЙ

«КАК ПРОДАВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ»

1 ОКТЯБРЯ 2024
реалити-тренинг
Владимира ЯКУБЫ

«ПРОДАЖИ Х10!»

23-24 октября 2024
тренинг
Сергея ДУБОВИКА

«ЗАКУПКИ НА 100%»


Напишите нам в WhatsApp!

Написать в WhatsApp

Мы ответим на любые ваши вопросы!

В ближайшее время