Интервью Максима Батырева
Максим Батырев — автор нашумевшего бестселлера «45 татуировок менеджера». Эта книга была распродана буквально в первый же месяц, и собрала сотни положительных отзывов. И ведь неспроста: Максим «без купюр» поделился правилами эффективного менеджера.
- Максим, Ваша книга «45 татуировок менеджера» стала своего рода Библией для большинства русскоговорящих руководителей. А для многих – Вы стали примером для подражания. Поэтому, безусловно, очень хочется, чтобы Вы поделились своей историей успеха. Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась Ваша карьера?
- Как это часто бывает, с полной случайности. Случайно увидел объявление, пришел в организацию на собеседование на другую должность, мне предложили пойти в продажи, я решил попробовать и работаю в организации по сей день. Про первые дни работы в компании можно прочитать и в моей книге.
- Когда Вы поняли, что быть менеджером – Ваше призвание?
- Когда первые люди под моим руководством стали достигать весомых результатов. Самые мои первые сотрудники Ольга Агафонова, Ольга Бабичева и Николай Лазарев сейчас неплохо себя чувствуют в жизни и в Москве. И я рад, что карьерный путь они начали именно с работы в моем отделе продаж. Я очень старался, чтобы каждый сотрудник прошедший со мной какой-либо путь, стал лучше и успешней, чем был до меня. И смотря на успехи сотен людей, которые работали рядом со мной в разные периоды времени, я горжусь тем, что хоть на каплю поучаствовал в их становлении.
- С какими трудностями Вы столкнулись, получив первую руководящую должность? Что помогло с ними справиться?
- В начале я посадил себе на шею целый отдел, потом принимал только популярные решения, хотел нравиться сотрудникам, не умел говорить «нет», выстраивал панибратские отношения…. Чего только не было! Ошибок было очень много, да и до сих пор, я продолжаю часто ошибаться. Справляться с каждой из ошибок помогали книги и добрые люди вокруг. Ну а с добрыми людьми мне просто повезло.
- Что нужно делать молодому и начинающему менеджеру, чтобы пробиться в ТОПЫ?
- Сначала нужно захотеть стать лучшим среди начинающих, потом лучшим среди равных, потом на следующую ступеньку и так далее. Я не верю в чудеса, Андрей. Хотя встречались эпизоды, когда в топы производили помощников секретарей. Но ни одного такого случая со счастливым концом я не встречал ни разу.
О личной эффективности руководителя
- Как Вы можете охарактеризовать понятие «Личная эффективность». Какими качествами и навыками должен обладать эффективный руководитель?
- Умение держать удар и восстанавливаться после падения.
Умение инициировать изменения и выходить из зоны комфорта.
Умение создавать образ будущего и страстная продажа этого образа своим людям.
- Как можно развить в себе эти навыки?
- Охохо! Знал бы, ответил бы на предыдущий вопрос попроще.
Надо заставлять себя работать с утра до ночи, искать и создавать смысловые ценности в работе для себя и сотрудников, надо мечтать вместе с людьми о завтрашнем светлом будущем, быть принципиальным, созидать и конечно же рассчитывать только на себя. Отсюда появляется приставка само-. Менеджер должен учиться самоорганизовываться, самомотивироваться, самоконтролироваться и так далее.
- Одним из ключевых факторов эффективности менеджера является умение грамотно планировать. Как Вы планируете свои жизненные и карьерные цели? Какими инструментами пользуетесь?
- Где-то недавно прочитал что в Гарварде на эту тему недавно было проведено научное исследование: выпускникам программы МВА был задан вопрос о наличии у них четких, письменно изложенных будущих целей и планов их достижения. Оказалось, что только 3% будущих менеджеров записали свои цели и планы. У 13% имелись цели, но они не были письменно изложены. Подавляющее же большинство (84%) не имело конкретных задач. Спустя десять лет участников опроса попросили рассказать об их финансовом положении. Выяснилось, что респонденты имевшие цели в уме (13%), зарабатывают в два раза больше тех, кто целей не ставили (84%). А 3% гарвардцев, четко на бумаге представлявших свое будущее, получали в 10 (!) раз больше остальных вместе взятых 97% аудитории. Так что никаких сверхсекретов — я просто письменно планирую цели и задачи, периодически возвращаясь к ним и корректирую, если это необходимо.
- Многие менеджеры зачастую жертвуют какой-то жизненной сферой (семьей, здоровьем, образованием) работе. Это непременно приводит к выгоранию. Поделитесь секретом, как Вы успеваете гармонично развивать все жизненные сферы?
- Я считаю, что это иллюзия, что можно гармонично развивать все сферы жизни. Думаю, что моя семья все-таки отчасти страдает из-за того, что я живу своим делом. И я думаю, что так происходит у всех людей, которые добиваются какого-то успеха.
При всем этом, когда слушаешь этих людей, особенно, которые уже в годах, они все, как один говорят, что надо было больше времени уделять родным и близким. В прошлом году познакомился с Манфредом Кет де Врисом, отвечая на вопрос: «что бы Вы делали по другому, если бы вернулись на 30 лет назад?», он говорил, что больше времени проводил бы со своей женой. Ли Якокка в своей последней книге тоже пишет об этом. Но давайте зададим вопрос: стали бы они теми, кем есть, если бы так не вкладывались в то дело, благодаря которому они сами, да и вся их семья жила в достатке? На вряд ли. Я уверен в том, что это невозможно.
- Насколько важно менеджеру заниматься самообразованием сегодня? Как Вы занимаетесь самообразованием?
- Я фанат самооборазования. Книги, учебные фильмы, деловая литература, статьи на профессиональных форумах, тренинги…В этом году закончил Executive MBA в Институте Бизнеса и Делового Администрирования при президентской Академии. Главное – не учится ради учебы. Нужно учится, чтобы что-то делать по-другому после учебы. Это важно.
- Все знают о стандартном наборе требований к эффективному менеджеру. Но существуют определенные «негласные правила». В частности, для себя я когда-то определил одно ключевое правило : делать больше, чем обещаю. Можете рассказать о своих «негласных» правилах?
- Вы же знаете, я написал про это целую книгу. Хотя написал там, конечно же не всё. Оставил немного для будущих произведений. Из того, что в книге не написано выделю, пожалуй, следующее:
1) нужно вести дела чисто: не устанавливать диктофоны под стол сотрудников, не проверять их почту, не листать ежедневники. Рано или поздно об этом все узнают и тогда можешь расписываться в собственном управленческом бессилии – ничего уже сделать будет нельзя
2) умей признавать собственные ошибки, не упирайся. Когда осознаешь, что можешь быть не прав, начнешь слышать людей вокруг, расширишь собственные горизонты видения, появится больше вариантов для решения проблемных задач.
3) уважай чужие интересы. Любая организация – это организм. Твое подразделение – это составляющая общего организма, нельзя делать только то, что хочется тебе, нужно учитывать интересы других подразделений. При этом не забывай, что свои интересы тоже нужно уметь защищать и не давать другим ущемлять тебя. В общем, как всегда, во всем нужен баланс.
О персональном маркетинге
- Персональный маркетинг стал одним из важных факторов, позволяющих построить хорошую карьеру. А как Вы считаете, Максим, обязательно ли менеджеру заниматься персональным маркетингом?
- Уверен, что да. Людям интересней работать с руководителями, которые имеют бренд имени себя. При этом функция менеджера создавать еще и брендовых сотрудников, подсвечивать их успехи, заниматься их PRом.
- Какими инструментами персонального маркетинга должен хорошо владеть менеджер?
-Обязательно – публичность. Умение говорить и писать, хорошо выглядеть, создавать рабочие команды.
- Каждый руководитель, ставший своего рода брендом, выстраивал его на определенных ценностях и принципах. Какие основные принципы Максима Батырева?
- 1. Вести дела открыто
2. Говорить то, что считаешь правильным, если людей «заносит» не туда. Даже если это твои руководители.
3. Не обижать людей, а особенно женщин.
О лидерстве
- Принято считать, что каждый эффективный руководитель обладает лидерскими качествами. Так ли это? Может ли менеджер быть эффективным не являясь лидером?
- Смотря чего требует система. Если система требует постоянной поддержки, без серьезных изменений и революций, то менеджер может эффективно работать не являясь лидером. Если же нужны новые горизонты и вершины, новые рынки и принципиально другие позиции, без лидерства не обойтись.
- Как проявляются лидерские качества?
- Примерно так же, как у Данко из «Старухи Изергиль» Горького. Когда всем страшно, лидер вырывает сердце из груди и его невозможно не заметить, все идут за ним, пока он освещает дорогу.
- Говорят, лидерами рождаются. Можно ли, с Вашей точки зрения, воспитать в себе лидерские качества? С помощью чего?
- Я думаю, что с помощью правильных принципов и правильных героев. Недавно писал в Facebooke, что лучше учиться на примерах сильных людей. У меня над кроватью трехлетнего сына висит портрет Юрия Гагарина, поэтому он хочет быть похожим на него – на первого человека, который не побоялся и сделал первым шаг в неизвестность. И он знает, насколько тяжело было первому космонавту им стать, сколько он испытаний прошел.
Думаю, что через 20 лет лидеров будет очень мало, потому что в большинстве своем дети сейчас учатся на примерах выдуманных персонажей – допустим на образе Человека-Паука. Реально же – это хилый мальчик, который ничего не делал для того, чтобы стать сильным и ловким. Произошло что-то неподконтрольное ему и он стал крутым. Дети растут в ожиданиях того, что произойдет что-то такое же и с ними. Но жизнь – это не Голливуд. В моем детстве я смотрел фильмы про Глеба Жиглова и Рокки. Они много трудились и работали над собой, и именно такой образ насаждался моему поколению и именно такие герои формировали в нас лидерские качества.
Еще думаю, что лидерство воспитывается в соревнованиях, конкурсах, рейтингах. Должно быть не все равно, какое место займет человек, участвуя в чём-то. Нужно стремится быть первым и всячески это стремление поощрять. Я не представляю себе, как можно воспитать лидера, который не хочет быть первым или ни разу не пытался выиграть какие-нибудь соревнования.
- Говоря о лидерстве, часто вспоминают харизму. Должен ли менеджер быть харизматичным?
- Ответ такой же, как на пункт 1. Смотря чего требует система. Если система требует постоянной поддержки, без серьезных изменений и революций, то менеджер может эффективно работать не являясь харизматичным. Если же нужны новые горизонты и вершины, новые рынки и принципиально другие позиции, без харизмы не обойтись.
- Ден Кеннеди однажды сказал, что «лидерство-дутая ценность, куда важнее отлаженные бизнес-процессы». А как считаете Вы?
- Я верю и в то и в другое. Иногда, при отсутствии четко выстроенных бизнес-процессов можно вытащить компанию на лидерстве. Но это всегда краткосрочный результат. В конце концов лидеру станет неинтересно, и он начнет себе искать новые приключения. А как только он уйдет, за ним ничего не останется и показатели начинают падать. Опираться же не на что – кругом только выжженная земля. Бывает, что с уходом лидера, рушится всё.Так что, если лидера нет – можно рассчитывать исключительно на бизнес-процессы. Только железная воля и военная дисциплина, контроль и четкие отлаженные действия дадут рост в показателях.
Существуют гигантские мировые корпорации тип Макдоналдьдс, которые строят свою сеть без ярких лидеров. Вы видели хоть раз в этом месте харизматичного лидера, размахивающего руками и подгоняющего персонал? Тем не менее организация растет и развивается.
Чистые бизнес-процессы – это стратегическое будущее и долгосрочный результат.
Чистое лидерство – деньги здесь и сейчас, ну, может быть, еще завтра.
А лидерство и бизнес-процессы вместе – это постоянный бурный рост компании, изменение мира, создание истории.
И еще несколько личных вопросов
- Работа менеджера неизбежно связана со стрессом. Каким способом Вы восстанавливаетесь после стресса? Поделитесь своими методами.
- К сожалению, я только учусь отдыхать. Серьезно. Я читаю литературу в данный момент, как раз по этому вопросу («Время на отдых» Глеба Архангельского) А так…Увлекаюсь историей денег, собираю монеты — получаю от этого удовольствие, веду блог и много пишу — от этого тоже кайфую. Каждое утро бассейн — заряжаюсь энергией на день. С ребенком начал много времени проводить, сыну почти 3 года, уже осознанный возраст. От этого тоже получаю удовольствие. В общем — пока себя ищу.
- Назовите Вашу формулу успеха?
- Когда-то один очень хороший человек подарил мне футболку с надписью на спине: «Намерения минус действия равно ничего». Это стало моей любимой формулой.
- Каков девиз Максима Батырева?
- Очень простой: «Только вперёд!»
- Игорь Манн всегда упоминает о важности иметь наставника. Согласны с этим? Кого можете назвать своим наставником?
- У меня это собирательный образ. Это и мама с отцом, и мои руководители, и мои сотрудники, и тренеры, и писатели, и вымышленные, и реальные персонажи. В разные моменты жизни приходят на помощь разные наставники. На мой взгляд, это прекрасно.
- Порекомендуйте, пожалуйста, несколько книг из области Must read для каждого руководителя?
-Начните с трёх книг «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, «Карьера менеджера» Ли Якокка и «Deadline. Роман об управлении проектами» Том Де Марко. Они универсальны для всех менеджеров: и для сферы продаж, и для производства и даже для школьных учителей.
Вопросы задавал - Андрей Зинкевич«ГОДОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ»
«ПРАКТИКУМ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ И СКИДКАМИ»
Будьте в курсе главных бизнес-событий Иркутска,
получайте передовые знания от Топовых спикеров России и возможности для роста вашего бизнеса.