Статьи бизнес-тренеров

Налоговое планирование. Оцениваем налоговое бремя компании

Автор статьи - Митюкова Эльвира Сайфулловна

Чтобы грамотно экономить на налогах, необходимо учитывать общую налоговую нагрузку компании. «Если она будет выше определенного коэффициента, то, знайте, ваша система налогового планирования нуждается в существенной корректировке» - заявляет Эльвира Митюкова, генеральный директор консалтинговой компании ООО «Академия успешного бизнеса».

Зачастую руководителя не интересует, какую гениальную схему налоговой оптимизации придумал финансовый директор или главбух. Важен общий результат: компания стала платить меньше налогов (причем, не важно каких) или больше.

Чтобы оценить изменение налогового бремени в целом по компании, можно воспользоваться коэффициентом эффективности налогового планирования. Для его расчета (в процентах) используется следующая формула:

КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ =

СУММА ВСЕХ НАЛОГОВ : ВЫРУЧКА (БЕЗ УЧЕТА НДС) * 100

Этот коэффициент показывает, какую часть выручки (заметьте, не прибыли) компания перечисляет в бюджет в виде налогов и сборов.

Сравниваем коэффициент с эталоном

Результат расчета должен составлять 20-25 процентов и держаться в этих пределах в течение нескольких периодов. В этом случае систему налогового планирования можно назвать эффективной, и она не нуждается в корректировке. Определение указанных пределов основывается на среднестатистических данных, а также на опыте многих консультантов, занимающихся оптимизацией налогообложения.

Показатель менее 20 процентов означает, что компания очень активно использует способы, позволяющие меньше платить в бюджет. Таким организациям следует быть готовым к налоговым проверкам. Дело в том, что налоговики тоже проводят сравнительный анализ налоговой нагрузки, и обращают пристальное внимание на слишком экономные организации.

Если коэффициент эффективности налогового планирования составил более 25 процентов, то компании необходимо пересмотреть свою налоговую политику.

Анализируем динамику изменений

Рассчитывая ежемесячно или ежеквартально коэффициент, компания наглядно представляет изменение налогового бремени. Но для более качественного анализа необходимо сгладить эффект колебания выручки. Для этого компании следует разделить все налоги на те, которые зависят от колебаний выручки и независимые. К постоянным платежам (при общей системе налогообложения) можно отнести налог на имущество, ЕСН, взносы в ПФР, транспортный и земельные налоги, к переменным – налог на прибыль и НДС. Далее следует рассчитать коэффициент по постоянным и переменным налогам отдельно.

Например, компания применила один из способов налоговой оптимизации, в результате чего общий коэффициент снизился с 28,5 до 22 процентов. Казалось бы, метод оказался очень эффективным. Однако если посмотреть на результаты в разрезе постоянных и переменных налогов, станет ясно: снижение налогового бремени произошло только за счет того, что выросла выручка (см. таблицу «Динамика коэффициента эффективности»). Сумма постоянных налогов и коэффициент по переменным платежам остались на том же уровне. Получается, метод налогового планирования не дал никакого эффекта.

Динамика коэффициента эффективности



Наименование показателя

Апрель

Май

1

Выручка, тыс. руб.

3 500

6 700

2

Налоги, тыс. руб. (стр. 3 + стр. 4)

1 000

1 480

3

постоянные налоговые платежи, тыс. руб.

460

460

4

переменные налоговые платежи, тыс. руб.

540

1 020

5

Коэффициент общий (стр. 5 : стр. 1)

28,57%

22,09%

6

Коэффициент по постоянным платежам (стр. 3 : стр. 1)

13,14%

6,87%

7

Коэффициент по переменным налогам (стр. 4 : стр. 1)

15,43%

15,22%


Тренер:  Митюкова Эльвира Сайфулловна



ПОДПИШИТЕСЬ
на корпоративную рассылку
«Бизнес-Технологии»
И ПОЛУЧИТЕ ПОДАРОК!

Заполняя форму и отправляя заявку, я подтверждаю, что ознакомлен с соглашением на обработку персональных данных.

БЛИЖАЙШИЕ СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ

Календарь всех программ >
25 ноября 2017
мастер-класс

Игоря МАННА

«ИНСТРУМЕНТЫ – ОГОНЬ!»

1 декабря 2017
реалити-тренинг

Владимира ЯКУБЫ

«КАК ПРОДАВАТЬ ДЕНЬ-В-ДЕНЬ!»

2 декабря 2017
ОБУЧЕНИЕ В ФОРМАТЕ «РЕАЛИТИ»

Владимира ЯКУБЫ

«ДОЖИМ КЛИЕНТА»

9 ДЕКАБРЯ 2017
СЕМИНАР - ТРЕНИНГ

Дамира ХАЛИЛОВА

«МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»