Статьи бизнес-тренеров

Сопротивление подчиненных: как устоять при натиске

Руководитель сталкивается с сопротивлением подчиненных при внедрении решений, при постановке задач, делегировании, контроле, наказании и даже поощрении.



Самая распространенная проблема — сопротивление сотрудников при постановке задач. Павел Сивожелезов выделяет 2 вида такого сопротивления — деструктивное и конструктивное

Вы отличите деструктивное сопротивление от конструктивного по эмоциональному посылу подчиненного при ответе:

Конструктивный: «Рад бы, да, боюсь, не смогу», т. е. «не могу».
Деструктивный: «Не собираюсь этого делать, подчиняться в этом вам, а причину я найду», т. е. «не хочу».


Переговоры при конструктивном сопротивлении стройте по единой схеме:

  1. Сотрудник озвучивает причину.
  2. Вы уточняете причину, чтобы выяснить, что имеете дело с конструктивным сопротивлением.
  3. Вы помогаете устранить причину.


Пример 1:

— У меня нет времени ее делать, сейчас и так много задач.
— Причина только в этом?
— Да, только в этом.
— Расскажите, какие задачи и к какому сроку вы сейчас выполняете?.. Сколько времени необходимо на каждую из них? — Далее утверждаете сроки исполнения текущих задач и расставляете приоритеты.


Соблюдайте 4 простых правила:

  1. Расстановка приоритетов — это ваше право и обязанность. У подчиненного нет права расставлять приоритеты, пока вы четко и ясно ему это право не делегировали.
  2. Не относитесь к срокам выполнения уже имеющихся задач как к «священной корове». Часто эти сроки взяты «с потолка» и не привязаны к реальной необходимости.
  3. Срок выполнения новой задачи подчиненный называет сам. Тогда и ответственность будет на нем.
  4. Сложную задачу лучше разбить на этапы и получить от подчиненного срок выполнения первого этапа. Обязательно проверить его при наступлении этого срока.


Пример 2

— Я не справлюсь / не сумею / не обучен.
— Причина только в этом?
— Да, только в этом.
— То есть если я вас обучу, то проблем не будет? Тогда рассказываю... — Далее проводите обучение по традиционной схеме: рассказать — показать — дать попробовать— проверить.

Руководитель часто считает, что сотрудники и так все должны знать, уметь и понимать. Но это порождает массу проблем: демотивация, некачественно выполненные задачи, падение авторитета руководителя. Обучайте подчиненных — и сопротивления будет гораздо меньше.


Переговоры при деструктивном поведении

Деструктивное сопротивление — это неподчинение вам: «Не хочу и не буду» под разными предлогами: «Нет времени», «Не обучен», «Не мои обязанности», «Поручите это другим» и т. д. В этом случае реагируйте не на предлог, сколько на саму «суть послания» подчиненного.

Если же он говорит: «Да поручите это другому, почему Я?», то это уже воинственная позиция, и ваши меры должны быть соответствующими. Действуйте по сценарию:

  1. «Да поручите это другому, почему мне?»
  2. «А у вас есть серьезная причина, почему вы не можете?»
  3. «Просто не вижу причин, почему я должен это делать».
  4. «Скажите конкретно, вы отказываетесь это делать — да или нет?»
  5. «Да, отказываюсь».
  6. «А с чего вы взяли, что у подчиненного есть такое право — отказываться от выполнения задач?»
  7. «Я не знаю, но я отказываюсь, поручите это Иванову, он недогружен у нас, это вообще не мои обязанности».
  8. «Вы решили присвоить себе мое право распределения задач?»
  9. «Я хочу, чтобы вы правильно их распределили».
  10. «Вы еще и мои действия решили оценивать? Если я услышу что-то конструктивное от вас, то готов обсудить. Но пока не слышу ничего, кроме выхода из роли подчиненного. И раз так, задача вам будет поставлена в письменном виде, с росписью об ознакомлении».

Если сотрудник воюет дальше — получает от вас выговор и в последующем увольняется. Если не воюет, то спокойно работает дальше.


Тренер: 



ПОДПИШИТЕСЬ
на корпоративную рассылку
«Бизнес-Технологии»
И ПОЛУЧИТЕ ПОДАРОК!

Заполняя форму и отправляя заявку, я подтверждаю, что ознакомлен с соглашением на обработку персональных данных.

БЛИЖАЙШИЕ СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ

Календарь всех программ >
25 ноября 2017
мастер-класс

Игоря МАННА

«ИНСТРУМЕНТЫ – ОГОНЬ!»

1 декабря 2017
реалити-тренинг

Владимира ЯКУБЫ

«КАК ПРОДАВАТЬ ДЕНЬ-В-ДЕНЬ!»

2 декабря 2017
ОБУЧЕНИЕ В ФОРМАТЕ «РЕАЛИТИ»

Владимира ЯКУБЫ

«ДОЖИМ КЛИЕНТА»

9 ДЕКАБРЯ 2017
СЕМИНАР - ТРЕНИНГ

Дамира ХАЛИЛОВА

«МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»