Статьи бизнес-тренеров

Внутренний аудит для повышения эффективности бизнеса

Нелли Карпович,

ООО «Фаисом-Лаборатория»

В современных условиях изменения внешней среды, при постоянном повышении сложности процессов управления, расширении масштабов компании и разделении функций владения и управления бизнесом, внутренний аудит становится инструментом повышения эффективности бизнеса и конкурентоспособности. 

Международный Институт внутренних аудиторов дает такое определение внутреннему аудиту: «Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления».

В необходимости внутреннего аудита многие владельцы бизнеса уже не сомневаются. Но как показала практика, некоторые компании, в которых внедрена Система менеджмента качества (СМК), считают достаточным только проведение внутреннего аудита СМК. Данная статья – попытка обосновать эффективность проведение не только аудита СМК, но и многостороннего аудита состояния компании.

Для чего необходима процедура аудита СМК? Основными целями введения процедуры аудита СМК являются: необходимость предупреждения несоответствий, чтобы пройти внешний сертификационный или наблюдательный аудит; оценка соответствия внутренних регламентов организации требованиям ИСО 9001 [1]. Чаще всего проведение внутреннего аудита – подготовка к аудиту внешнему. Чем больше будет выявлено и закрыто несоответствий при проведении внутреннего аудита, тем меньше будет выявлено при аудите внешнем. А успешное прохождение процедуры сертификации – шаг к успеху компании. Понятно, что там, где внедрена СМК, процедура внутреннего аудита обязательна. Но важно понимать значение внутреннего аудита СМК как инструмента поддержания процессов компании в рабочем состоянии, а значит – улучшения деятельности организации.

Другими словами, аудит СМК – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверка исполнения этапов определенного процесса и наличие необходимых документов). Именно аудит процесса становится необходимой мерой повышения управляемости компанией, т.к. он позволяет упорядочить структуру и организацию бизнес-процессов.

Достаточен ли в компании только аудит процессов и контроль наличия необходимых документов? Ответ очевиден. Компаниям в настоящий момент необходим процессный, структурный, событийно-сроковый и мотивационный мониторинг деятельности [2], т.е. многосторонний аудит состояния компании. Растет число российских компаний, в которых уже созданы службы внутреннего контроля (отдел координации, служба внутреннего аудита, блок интегрального мониторинга системы), которые проводят внутренний аудит.

Главным условием эффективности и объективности внутреннего аудита остается независимость внутренних аудиторов. Под независимостью понимается подчиненность внутренних аудиторов владельцам бизнеса (совету директоров). Решения о назначении (прекращении полномочий), уровне заработной платы, выплатах премий и т.п. принимаются только советом директоров и не допускают вмешательства со стороны исполнительного руководства в деятельность внутреннего аудита. Только в этом случае внутренний аудит может обеспечить объективный многосторонний контроль состояния компании, выявление отклонений, возможность управления по выявленным отклонениям, оценку деятельности топ-менеджеров и структурных подразделений.

Внутренние аудиторы службы внутреннего контроля выделяют так называемые «контрольные точки» или «зоны риска» в процессах компании для обязательного систематического проведения аудита. Аудит контрольной точки – аудит исполнения функциональных нормативов структурными подразделениями, анализ взаимодействия подсистем, анализ достоверности данных в документах. Проведение аудита контрольных точек позволяет: предупредить и устранить проблемы и систематические сбои в работе системы, осуществлять контроль ранее принятых решений руководства, оценить эффективность и результативность деятельности структурных подразделений компании и всех видов деятельности (в том числе финансовой). Результаты проведения аудита контрольных точек должны быть отражены в отчете по аудиту контрольной точки. Этот документ обязательно должен содержать не только перечень выявленных отклонений, но и их оценку, рекомендации по их возможному устранению, конструктивные предложения, которые помогут организации.

Важно понимать, что внутренний аудит нужен не только владельцам компании, но и топ-менеджменту. Правильная оценка существующей системы контроля, рекомендации по повышению эффективности управления, оценка эффективности деятельности, предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию – необходимая информация для принятия правильных управленческих решений. Именно поэтому необходимо не только проведение аудита СМК, но и многосторонний аудит состояния компании. Только в этом случае внутренний аудит будет инструментом повышения эффективности и устойчивости бизнеса, что так необходимо компаниям в настоящее время в условиях кризиса в стране.


Тренер:  Тысленко Андрей



БЛИЖАЙШИЕ СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ
Календарь всех программ >
25 апреля 2024
тренинг
Игоря РЫЗОВА

«МАСТЕР ПЕРЕГОВОРОВ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА»

21-22 мая 2024
тренинг
Дмитрия ЛЕОНОВА

«КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ»

04 ИЮНЯ 2024
мастер — класс
Максима БАТЫРЕВА

«УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ПОДЧИНЕННЫМИ»

21 июня 2024
тренинг
Евгения ЖИГИЛИЙ

«КАК ПРОДАВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ»


Напишите нам в WhatsApp!

Написать в WhatsApp

Мы ответим на любые ваши вопросы!

В ближайшее время